16 апреля 2008 года Профессор И.Ю.Юдин и д.м.н. В.И.Юдин
Cвязь с В.И.Юдиным

Хирургия - это сочетание науки, искусства и мастерства,
основанного на величайшем труде и
широкой общей культуре врача

Воспоминания о С.С.Юдине

Глава 1. Детство, юность,
I империалистическая война, работа в «Захарьине», Серпухове.

Известный отечественный хирург, основоположник отечественной сердечно-сосудистой хирургии, действительный член Академии медицинских наук СССР, основатель и первый директор Института сердечно-сосудистой хирургии А. Н. Бакулев следующим образом охарактеризовал личность Сергея Сергеевича Юдина: «С. С. Юдин необычайно талантливый и многогранный человек, оригинальный мастер хирургии, жизнь и деятельность которого оставила яркий свет в медицине. Передо мной встал образ этого необычайно талантливого, оригинального мастера хирургии и беспокойного исследователя.

Относительно хирургии среди широкой публики существует противоречивое мнение. Одни утверждают, что это искусство, другие говорят о ней, как о науке, а третьи признают ремеслом. Жизнь С. С. Юдина дает наиболее правильный ответ на сущность хирургии.

Это сочетание науки, искусства и мастерства, основанного на величайшем труде и широкой общей культуре врача.

Сергей Сергеевич был тысячу раз прав, когда говорил, что «молодой человек, который не может вбить гвоздь в стенку, никогда не станет хорошим хирургом. Не может и врач с ограниченным кругозором наилучшим способом лечить больных».

«Ни в одной отрасли человеческой деятельности – писал С. С. Юдин - не соединяется столько различных специальных свойств, как в хирургии. Тут нужны четкость и быстрота пальцев скрипача и пианиста, верность глазомера и зоркость охотника, способность различать малейшие нюансы цвета и оттенков, как у лучших художников, чувство формы и гармонии тела, как у лучших скульпторов, тщательность кружевниц и вышивальщиц шелком и бисером, мастерство кройки, присущее опытным закройщикам и модельным башмачникам, а, главное, уметь шить и завязывать узлы двумя, тремя пальцами вслепую на большой глубине, т. е., проявляя свойства профессиональных фокусников и жонглеров. Ибо очень многие хирургические операции на конечностях уподобляются точнейшим столярным работам, а многие случаи обработки и свинчивания костей требуют не просто слесарных, а тонких механических приемов. Операции на лице, щеках, веках подобны художественным аппликациям или инкрустациям перламутром и драгоценными породами дерева, а глазные операции требуют буквально ювелирной работы. Наконец, необычная сложность брюшной топографии и патологии, требует от хирурга свойств, знаний и сообразительности архитекторов и инженеров, смелости и решительности полководцев, чувства ответственности юристов и государственных деятелей, высокого технического мастерства ориентировки, безупречной техники шитья и кройки и подлинного искусства при разгадке ребусов и китайских головоломок, каковыми представляются многие случаи кишечных узлообразований и заворотов».

«Эту длинную выписку из высказывания С.С.Юдина я привожу только лишь с одной целью, – писал А. Н. Бакулев - показать, что и на современном этапе хирургии, при всей насыщенности ее аппаратами и приборами, в век кибернетики, и эти требования к разностороннему воспитанию хирурга не снимаются».

«Одной цеховой мудростью не отыщешь новых путей к истине и прогрессу», - говорил С. С. Юдин. И это положение он блестяще подтвердил тем, что благодаря широте взглядов, внес много нового в хирургию.

Личность моего дяди была довольно сложной и противоречивой. С одной стороны, это был мягкий, очень интеллигентный человек, до бесконечности трудолюбивый, обладающий необычайно высокой эрудицией, отличной памятью и высоким интеллектом. С другой стороны, он был нередко излишне вспыльчив и обладал довольно неуравновешенным характером.

Но, несмотря на это, С. С. Юдин всегда обращал на себя внимание окружающих. Это был довольно сутулый человек, который казался несколько выше своего роста. Он старался держаться прямо, так как страдал болями в позвоночнике после контузии на фронте, полученной еще в первую мировую войну. Отличительной его чертой была крайняя подвижность, и даже когда он сидел в кресле, эта подвижность не покидала его. Особенно живым было его лицо с резкими, неправильными чертами, на котором каждая складка и морщина, казалось, жила своей собственной жизнью. Он до такой степени был похож на моего                    отца, несмотря на разницу в возрасте, что для картины А. И. Лактионова «После операции», которая была написана в 1965 г., уже после его смерти, художнику позировал мой отец – Юрий Сергеевич Юдин.

Когда С. С. Юдин говорил, губы его постоянно искривлялись, а голова и шея непрестанно двигались в сочетании с поразительно жестикулирующими руками, что производило несколько странное впечатление, о котором многие, в том числе и его ученики, говорили как о некоторой специальной его манерности. Внешне он казался довольно нервным человеком, что так же производило странное впечатление, а с другой стороны, привлекало и притягивало людей различных специальностей, особенно художников и людей искусства.

Больше всего поражали руки С. С. Юдина. Большие и мягкие, они постоянно двигались. Кисти отдельно, пальцы отдельно. Его пальцы были необычайно длинными и гибкими

Выдающийся живописец М. В. Нестеров был так увлечен своеобразием юдинских рук, что поставил своей задачей написать хирурга. Первый портрет изображает С. С. Юдина за спинномозговой анестезией (Портрет хирурга С.С.Юдина, 1933, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), но художнику не удалось показать руки С. С. Юдина так, как это было задумано.

Работая над вторым портретом, он изобразил С. С. Юдина в берете за столом во время лекции с врачами (1935); руки Сергея Сергеевича были зарисованы художником с предельной выразительностью (Третьяковская галерея, Москва)

Интерес к личности С. С. Юдина, особенно среди людей искусства, был настолько высок, что портреты Сергей Сергеевича писали многие известные художники: Н. А. Касаткин, В. Н. Яковлев, М. В. Нестеров, А. М. Герасимов, А. И. Лактионов, П. Д. Корин, Н. А. Соколова. Дружеские шаржи - Кукрыниксы. Его бюст выполнила В. И. Мухина (бронза). Надгробный памятник на Новодевичьем кладбище и барельеф на мемориальной доске на здании Института им. Н. В. Склифосовского - работы скульптора М. П. Оленина. Медаль выполнил М. М. Успенский.

 

К великому сожалению, единственный памятник С. С. Юдину установлен только в г. Новосибирске в 1996 г. (10 апреля) перед зданием детской клинической больницы скорой помощи N 3, что на Красном проспекте. С. С. Юдин работал в здании этой больницы в период с 1952 по 1953 гг., когда он находился в ссылке. Авторы памятника – скульптор Алексей Дьяков и архитектор Валерий Арбатский. Памятник С. С. Юдину стал третьим монументом, расположенным на главной улице г. Новосибирска (два других – Ленин и Крупская, а так же монумент национальному Герою, Маршалу авиации, трижды Герою Советского Союза А. И. Покрышкину).

С. С. Юдин всегда с любовью относился к труду во всех его формах. У него было трое братьев. Все четверо были близки по возрасту. В детские годы Сергей более других столярничал, любил делать шкафчики, полочки для книг, выпиливать лобзиком или выжигать на дереве рисунки. Он так же хорошо рисовал, часто и много вышивал, занимался музыкой. Таким образом, с детства он приобрел навыки, которые ему понадобились впоследствии при хирургическом «рукодействии».

С. С. Юдин всегда много читал, и не только медицинскую литературу, ходил по музеям Москвы, любил историю своего народа. Коньки и лыжи зимой, футбол и рыбная ловля летом были постоянными занятиями его детства и юности.

Будучи гимназистом, он устроил в чулане своего дома химическую лабораторию и проводил там опыты. Довольно хорошо пел в гимназическом хоре и даже выступал в одноактной опере «Фея кукол», написанной его товарищем.

С. С. Юдин нередко с большой симпатией отзывался о трудовых увлечениях ранних лет сознательной жизни и видел в них залог будущих успехов в хирургии. «Бывают минуты, - говорил он, - когда мне доставляет большое наслаждение вбить гвоздь в отлетевшую подметку».

«Ну, а талант, что же тогда талант?» - спрашивали его молодые врачи.

Он, как всегда, отшучивался: «отвечу словами Шолом-Алейхем. Талант – все равно, что деньги: есть - есть, нет – нет».

«Если гениальность - врожденное свойство, неуправляемое и неподдающееся культивации, то таланты можно развивать через удар трудом, упражнением и наблюдением высших образцов. Но для успешного изучения образчиков нужен умелый отбор последних, т. е., вкус, который есть своего рода дар. Но вкус поддается культуре, воспитанию».

За свою сравнительно непродолжительную жизнь (1891 – 1954 гг.) С. С. Юдин, благодаря своей необычайной трудоспособности и, безусловно, гениальности, внес огромный личный вклад в развитие не только отечественной хирургии, но и трансфузиологии, способов анестезии и множества других направлений в медицине, которые были общепризнанны во всем мире.

Мы все же постараемся достаточно подробно познакомить читателя с судьбой этого удивительного человека. При этом, я руководствовался личными воспоминаниями, которые остались у меня в памяти при многочисленных встречах и беседах с Сергеем Сергеевичем, проходивших обычно в семейной, реже в официальной обстановке, в ссылке в г Новосибирске, живя у него дома. Незабываемыми в моей памяти остались прогулки по городу и по берегу р. Оби. Совершенно впечатляющими оказались рассказы и воспоминания моего отца – Юрия Сергеевича Юдина, Петра Сергеевича Юдина, жены С. С. Юдина – Натальи Владимировны, а так же других его родственников и коллег. Довольно подробную информацию я получал из писем Сергей Сергеевича, когда он был незаконно репрессирован, его рукописей и, в частности, «Захарьино», «В гостях у американских хирургов», «Две недели в Лондоне» (эти рукописи были уничтожены сотрудниками НКВД в период массовых репрессий), и мне приходилось по главам собирать их у родственников, которым С. С. Юдин дарил отдельные главы на память о его ссыльной жизни, и многих других источников. Часть малоизвестной информации я получил, изучив архивные материалы его «дела» в ФСБ, к которым после долгих просьб был допущен, а так же вышедшие монографии о С. С. Юдине: К. С. Симонян, «Путь хирурга»; Б. Н. Нувалов, Ю. А. Шилинис, В. В. Сигаев, «Сергей Юдин (этюды биографии)» и другие, журнальные статьи о С. С. Юдине его учеников, видных профессоров и деятелей искусства, а так же из неопубликованных воспоминаний его соратников, ряда врачей и студентов, работавших с Сергей Сергеевичем, когда он находился в ссылке, за что приношу им глубокую благодарность.

12 июня 2004 г. исполнилось 50 лет со дня смерти этого выдающегося хирурга. Остались в живых единицы, работавшие с ним и знавшие его и, естественно, я старался использовать всю доступную информацию, которая осталась о Сергее Сергеевиче в памяти людей, знавших его.

Особую благодарность авторы приносят Валентине Николаевне Понуровой за представленные неоценимые маиериалы о его ссыльной жизни и за добрую многолетнюю память о Сергее Сергеевиче. Валентина Николаевна работала вместе с  С. С. Юдиным в г. Новосибирске, и Сергей Сергеевич вместе с женой жил у нее дома.

Несмотря на то, что данная рукопись носит название «Воспоминания о С.С.Юдине», я счел необходимым ввести в соавторы моего сына, доктора медицинских наук, сосудистого хирурга, Юдина Вадима Игоревича, ибо он, серьезно заинтересовавшись опубликованием этого труда, оказывал мне постоянную помощь в работе над книгой, изыскивая новые неизвестные материалы, необходимые для меня цитаты из рукописей Сергей Сергеевича, фотографировал и, в целом, сделал очень много, чтобы «Воспоминания» были опубликованы.   

 С. С. Юдин был человеком скромным и даже недооценивал сыою роль в медицине и в хирургии в частности.

С. С. Юдин родился 27 сентября (старого стиля) в Москве в 1891 г. в достаточно обеспеченной семье. Его отец за свою деятельность в 1909 г. был удостоен звания «личный почетный гражданин» и «купец первой гильдии». Он владел канительной фабрикой, изготовлявшей знаки отличия для военнослужащих, которая существовала уже более 100 лет и приносила хорошие доходы. Семья имела магазин военно-офицерских вещей на Никольской улице. Кроме того, Сергей Сергеевич Юдин - отец (в семье было принято старшего сына называть Сергеем) был директором Нижних торговых рядов (нынешний ГУМ), директором металлотянульной фабрики, техническим директором фабрики военного обмундирования и председателем купеческого клуба (ныне здание театра Ленкома). Отец умер в 1925 г. от сердечного приступа в возрасте 60 лет, застав лишь начало творческого пути своего старшего сына.

Мать С. С. Юдина, Екатерина Петровна Гаврилова – родом из замоскворецкого купечества, рано вышла замуж и всю жизнь посвятила воспитанию детей. Она получила хорошее образование (в Петропавловской гимназии фон Мекк при Немецкой слободе), в совершенстве знала французский язык, которому обучила своих детей, любила русскую и французскую литературу, хорошо разбиралась в искусстве, отличалась оригинальностью и глубокой оценкой актуальных событий.

До конца своих дней она выделялась не поверхностной начитанностью, а глубиной и оригинальностью оценки прочитанного ею. «Заставши мою жену за чтением Достоевского зимой, моя мать удивилась и уверенно заметила: - Наташа, разве можно перечитывать Достоевского в твои годы зимой?!  Для русских людей старше сорока лет он переносим только весной!» – вспоминал С. С. Юдин. Доживши до преклонного возраста, она сохранила живость ума и влияние на сына. Часто любила повторять: «Мы не из богатых, но, всю жизнь, стоя на рогожке, умели говорить с ковра».

Екатерина Петровна и Сергей Сергеевич Юдины (родители С. С. Юдина)

С. С. Юдин глубоко уважал и любил свою мать. Когда вышла его первая монография «Спинномозговая анестезия» (1925), торжественно преподнеся свой труд, которым очень гордился, матери, он сделал трогательную дарственную надпись: «Матери моей. Храни тебя Бог и от женских и от всяких болезней. Сын Сергей», а в годы, когда мало кто мог сделать серьезную операцию на желудке, оперировал ее сам по поводу рака желудка. Все, к счастью, закончилось удачно. Но впоследствии он сам критически отнесся к этому недопустимому для врача поступку: «Сейчас я бы этого ни за что не сделал, а поручил бы операцию профессору Б. С. Розанову».

У моей бабушки было семеро детей: Агния (от первого брака), Сергей, Петр, Глеб, Георгий (Юрий), Наталья и Екатерина, которых она прекрасно воспитала и, в частности, обучила всех двум иностранным языкам - французскому и немецкому.

 

 Семья Юдиных (1916). Слева направо: Сергей Сергеевич, Петр Сергеевич, Екатерина Петровна (мать), Наталья Сергеевна, Екатерина Сергеевна, Сергей Сергеевич (отец), Юрий Сергеевич, Агния Сергеевна, Глеб Сергеевич (в семье Юдиных старшего сына всегда называли Сергеем). Сидят замужние и женатые, стоят незамужние и неженатые.

До 1902 г. четверо мальчиков учились в лучшем детском саду на Маросейке. Там за три года они подготовились к поступлению в среднюю школу, а затем успешно сдали в 1902 г. вступительные экзамены во 2-ю Московскую гимназию на Разгуляе, располагавшуюся в известном своей архитектурой бывшем особняке графа Мусина-Пушкина (ныне Московский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева).

Гимназист С. С. Юдин (1899).

 Три девочки учились, как и их мать, в гимназии фон Мекк при Немецкой слободе. Все без исключения дети свободно говорили на двух иностранных языках.

            С целью получения более глубоких знаний и хорошего воспитания, детей, главным образом мальчиков, нередко посылали за границу для совершенствования общего образования и иностранных языков.

До обеда детям не разрешалось говорить на русском языке, а по вечерам по очереди вслух читались книги на французском и немецком языках.       

Сергей хорошо рисовал, обучался музыке, играл на скрипке и гитаре, столярничал. На даче он разводил фазанов, ухаживал за животными в домашнем зоопарке. Досконально изучил правила охоты. Охотился в период летних каникул. Увлекался рыбной ловлей. Сам соорудил себе лодку - плоскодонку. По праздникам проводились посещения музеев, поездки по окрестностям Москвы всей семьей. Зимою большим успехом пользовались коньки и лыжи, а летом прогулки, футбол, теннис и рыбная ловля.

Будучи гимназистом, Сергей неоднократно ездил на перекладных с друзьями на охоту в Переславль-Залесский (150 км в один конец), а в 1911 г. они посетили могилу Л. Н. Толстого в Ясной поляне (200 км от Москвы). Такая предприимчивость приучила Сергея Сергеевича с юности к борьбе с предстоящими жизненными трудностями.

Заметное влияние на Сергея Сергеевича оказала дружба со своими однокашниками, будущими выдающимися художниками, братьями Василием и Борисом Николаевичами Яковлевыми. Уже тогда, в гимназии оба брата занимались живописью под руководством известного художника Василия Никитича Мишкова. Сергей Сергеевич с детства интересовался живописью, не раз оживленно и с большим пониманием дела вел с Яковлевыми дискуссии по вопросам искусства. Позднее Сергей Сергеевич собрал хорошую коллекцию картин, среди которых имеются полотна обоих братьев. В частности, Борис Николаевич, которого С. С. Юдин успешно оперировал, восхищенный мастерством своего друга, подарил ему одну из своих картин с надписью, в которой именовал Сергея Сергеевича "хирургом – художником».

В течение нескольких лет Сергей Сергеевич разводил красавцев фазанов. Добыв где-то несколько штук яиц, он положил их под курицу – наседку, вывел фазанят, а затем довел свое «стадо фазанов» до десятка.

Не обошлось и без курьезов. В 1905 г. Сергей Юдин со своим гимназическим другом решили поехать воевать с японцами. Они взяли с собой оружие – ружье «Монте-кристо» и кинжалы. Моя бабушка сильно разволновалась, когда ее сын вовремя не вернулся из гимназии, и спешно обратилась в полицию. Беглецы были пойманы в Твери, а затем их привезли в Москву. Бабушка была об этом извещена и приехала в полицию забирать детей.

Беглецов сначала хорошо выпороли в полиции, а затем отдали родным.

После этого Сергей пролежал в постели около двух недель, поскольку выпороли их до крови. В дальнейшем Сергей Сергеевич неоднократно смеялся над случившимся и считал, что это был хороший урок, который он запомнил на всю оставшуюся жизнь.

Лет 15-ти Сергей Сергеевич был отправлен на время летних каникул на Рижское взморье в культурную семью местного немца – учителя. Много хороших навыков и полезных привычек усвоил Сергей Сергеевич от этой семьи тружеников. Там же он получил первые знания о правильной ружейной охоте с собакой.

Преподавание в гимназии велось на двух языках – французском и немецком. Привлекались профессора из Московского университета к преподаванию. Во время каникул на даче в Царицыно при переходе в 8-ой класс Сергей брал вместе с братом Петром частные уроки. Занятия заключались в обсуждении будущих и уже написанных сочинений. За три месяца каждый ученик написал более 30 сочинений, а так же прослушал  разбор своих трудов. В результате по первоисточникам изучили А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, И. П. Тургенева, И. А. Гончарова и В. Шекспира. Отдельные фрагменты произведений знали наизусть.

В гимназии большинство преподавателей были талантливыми людьми, прививавшие своим ученикам истинную любовь к науке, иностранным языкам, художественной литературе и искусству. Среди сверстников Сергей выделялся особыми способностями, большим кругозором, отличной памятью. Уже в подростковом возрасте он научился плодотворно и упорно работать. В гимназические годы он устроил дома в чулане химическую лабораторию, где увлеченно проводил опыты. Самостоятельно изготовил катушку Румкорфа высокого напряжения, собрал большую коллекцию насекомых.     

 Следует, как мне кажется, обратить внимание так же и на тот, принципиально важный факт, что в старших классах гимназии отдельные предметы преподавали профессора Московского университета.

Гимназисты Сергей, Петр, Глеб, Георгий (Юрий).

В гимназии сложился мощный костяк учителей во главе с директором В. М. Михайловым, исповедующим передовые взгляды на систему воспитания и преподавания. Самым любимым учителем С. С. Юдина был их классный руководитель, одновременно физик, химик и математик Николай Владимирович Кашин. Он был одним из первых, кто внедрил в гимназии преподавание точных наук и демонстрацию опытов, всячески подчеркивая прикладное значение химических и физических законов. Он умело заинтересовывал учителей и учеников. Многие из его выпускников стали впоследствии видными учеными, врачами и руководителями производств.

О влиянии, которое оказывал Н. В. Кашин на С. С. Юдина и других своих учеников, свидетельствуют воспоминания, связанные с чествованием профессора Н. В. Кашина в день его 75-летия 20 июня 1947 г. (незадолго до ареста С.С.Юдина) в Московском горном институте, где юбиляр возглавлял кафедру физики.

Около 40 человек пришло на чествование. Я не считаю необходимым упомянуть всех, а остановлюсь лишь на некоторых. Присутствовал профессор А. И. Опарин – директор института биохимии им. А. Н. Баха; А. Д. Очкин – заведующий кафедрой хирургии ЦОЛИУ врачей (ныне Российская медицинская академия последипломного образования); известный кораблестроитель, брат Сергея Сергеевича – Петр Сергеевич Юдин. Из художников были братья Васильевы, подарившие Н. В. Кашину «Слово о полку Игореве» с собственными иллюстрациями.

Петр Сергеевич рассказывал, что бывшие гимназисты и ученики Н. В. Кашина, все вместе поднялись на сцену, и С. С. Юдин произнес необычайно трогательную речь: «Если представить сейчас, что перед Вами гимназисты, то будьте так же строги, как и в годы нашей учебы, и поставьте нам свою оценку, но уже не столько за знания физики и математики, сколько за нашу жизнь. Многим, очень многим Вы привили не просто любовь к точным дисциплинам, но и любовь к науке. Можно смело сказать, что из стен бывшей 2-й гимназии, где вы впервые ввели новые, близкие к жизни, принципы преподавания, вышло такое, чуть ли не рекордное, количество людей науки и людей, просто внесших большой вклад в развитие техники.

Вы не только привили нам любовь к науке, вы также научили нас любить жизнь, научили нас самой сложной науке – науке жить творчески. Вы всегда не только были для нас примером, и когда вы учили нас, и когда вы преподавали в Шелапутинском институте, но и сейчас являетесь образцом для подражания. В свои годы вы не просто заведуете кафедрой, что само по себе сложное и ответственное дело, но постоянно и творчески осмысливаете все новое, вносите его в процесс преподавания. По вашим учебникам сейчас занимаются наши дети, а значит, и мы. Вы всегда с нами, и мы все от души желаем вам крепкого здоровья и беспокойного творческого горения.

Наш глубокий поклон вам, глубокоуважаемый Николай Владимирович!».

Большое влияние на Сергея Сергеевича оказал преподаватель истории, географии и латинского языка Владимир Петрович Глик, который сумел из «сухих» предметов и «мертвого» языка создать единую симфонию, звуки которой много раз звучали для С. С. Юдина всю его последующую жизнь. И до конца своих дней, благодаря своей великолепной памяти, он знал наизусть Горация, Вергилия, речи Цезаря и многое другое.

Забегая вперед, хочу особо подчеркнуть, что в период опалы, сидя в застенках Лубянки и Лефортово, он написал большую часть основных своих трудов. Писал на отрезках туалетной бумаги, которую научился специальным способом склеивать жеваным хлебом, а цитаты, приведенные в них, были написаны по памяти (ведь книг в тюрьме С. С. Юдину, ровно, как и бумаги, не выдавали).

В «Размышлениях хирурга», написанных так же в тюрьме, С. С. Юдин вспоминает о Сергее Николаевиче Смирнове, который преподавал в гимназии русский язык и литературу и сыграл в жизни С. С. Юдина не столько роль учителя словесности, сколько помог приобщиться к театральному миру.

С. С. Юдин через Наталью Владимировну был в родстве с К. С. Алексеевым-Станиславским. «Сын Сергея Николаевича, Кока Смирнов, был моим однокашником, и мы были знакомы домами. Очень часто, бывая в гостях у Смирнова С. Н., я встречал там дядю Костю, и мы с Кокой могли подолгу слушать о принципах и режиссерских приемах, о которых всегда с большим воодушевлением рассказывал Константин Сергеевич своим взрослым собеседникам», писал впоследствии Сергей Сергеевич.

Кроме того, С. С. Юдин очень любил посещать театр, а в молодости видел игру многих знаменитых актеров, а у Ольги Осиповны Садовской он «нередко бывал в годы своего студенчества».

Эти знакомства, несомненно, имели большое значение в становлении С. С. Юдина как личности и, в частности, его характерного артистизма, которым он всю жизнь многих поражал.

Серьезное отношение к театру подчеркивает и то обстоятельство, что С. С. Юдин, будучи гимназистом, участвовал в опере «Фея Кукол», где он солировал в роли продавца кукол. Сама же опера была написана сверстником Сергей Сергеевича, 15-летним С. С. Коробковым.

Вообще С. С. Юдин всегда был очень требователен к друзьям, сближался и дружил только с теми, кто его душевно обогащал. На гимназических друзей ему просто везло. Так, как уже упоминалось выше, С. С. Юдин был необычайно дружен с художниками братьями Яковлевыми (Василий Николаевич и Борис Николаевич – оба народные художники РСФСР).


<< В онкодом Следующая страница >>
Hosted by uCoz